В последнее время очевиден рост рынка товаров для детей. Российский рынок детских игрушек считается одним из самых перспективных и оценивается в 500000000 долларов, в то время как мировой рынок игрушек оценивается почти 90 млрд. долларов. По оценкам весь объем рынка детских товаров в РФ составляет менее 1% от мирового объема продаж игрушек (см. рис. 1).

Рисунок 1

Несмотря на это, национальный рынок игр для детей растет на 25-30% в год. Связано это с ростом показателей рождаемости и благосостояния населения за последние годы. Однако, увеличение доли российской продукции на рынке происходит медленнее.

Самым крупным поставщиком детских товаров является Китай: 70% игрушек, представленных на национальном рынке. На 2м месте по производительности Европа:  20% игрушек. Российские производители: всего около 10% производимых детских игрушек (см. рис. 2). По оценкам производителей и оптовиков, объем продаж товаров для детей в России составляет около 7 млрд. долларов, из них 1,3 млрд. долларов приходится на Москву. Наиболее крупный интернет-магазин игрушек, реализующий детские игрушки оптом, является интернет-магазин игрушек "ТД "Петралайн Той" (www.petraline.ru)

Рисунок 2

На отечественном рынке представлены различные виды детских игр и различные детские игрушки: 40% - куклы и всевозможные плюшевые звери, 22% - конструкторы, 20% - видеоигры, 8% - технические игрушки, машинки и 10% - настольные игры и паззлы, развивающие игрушки (см. рис. 3). Современный потребитель все большее внимание уделяет развивающим играм, а популярность моделей технических средств (самолеты, танки, машинки) падает. Производство пластиковых игрушек не успевает за спросом, так что на каждые 7 импортных кукол приходится одна российская. Отечественный рынок на 80% заполнен импортными конструкторами, на 75% импортными настольными играми (в том числе развивающие игрушки) и на 65% куклами иностранного производства.

Рисунок 3

Мягкие игрушки для детей отечественного производства дешевле китайских на 10–15%, но их заказывают в основном магазины маленьких городов. Самые дорогие привозные мягкие игрушки для детей – западные. Существуют малопопулярные рынки, где еще не активно ведут себя иностранные игроки. Это развивающие игрушки, интеллектуальные, музыкальные, настольные, спортивные игры. Чтобы увеличить долю российской продукции на рынке детских игрушек нашим производителям нужно обратить свое внимание и заняться освоением именно этих сегментов рынка детских игрушек.

Основными покупателями детских игрушек являются родители, имеющие детей от 0 до 6 лет. Меньше, родители с детьми 7-9 лет (см. рис. 4). Подростков игрушки интересуют меньше всего. Поэтому многочисленный сегмент подростков является для производителей детских игрушек менее перспективным, чем растущий по численности сегмент детей младшего возраста.

Рисунок 4

40% детей 4-6 лет выбирают игрушки самостоятельно, 40% совместно с родителями, а 20% детей игрушки выбирают родители (см. рис. 5).

Рисунок 5

При выборе и покупке детской игрушки родители руководствуются разными факторами. Родители детей до 3 лет: безопасность изделия (детской игрушки), развивающие функции игрушки, предпочтения ребенка. Для более взрослых детей: сначала желания ребенка, потом развивающие возможности игрушки (т.е. развивающие игрушки).

Более 60% покупок для детей в Москве и СПб совершается на рынках. Лишь 30% родителей покупают товары в детских магазинах (см. рис. 6). Причем большая часть принадлежит торговым сетям: "ТД "Петралайн Той", «Мультик», Mothercare, «Кенгуру», «Маугли», «Кроха», «Вырастай-ка», «Маленький гений». Причиной совершения покупок на рынке является невысокий доход родителей и высокие цены в детских магазинах. Таким образом, покупатель со средним достатком давно ждет возникновения магазинов «нового типа» т. е. магазинов доступных по цене и соответственного качества, например интернет-магазин игрушек.

Рисунок 6

Таким образом можно сделать следующие выводы:

  • Мировой рынок детских игрушек оценивается в 90 млрд. долларов. Рынок РФ - составляет 500 млн. долларов США.
  • Национальный рынок игрушек растет на 20-30% в год.
  • Структура отечественного рынка игр и забав по странам-производителям: 70% детских игрушек - Китай, 20% - Европа, 10% - Россия.
  • Наиболее крупными отечественными производителями игрушек выступают: ОАО АК «Весна», ОАО «Звезда», ЗАО «Кругозор», «Огонек».
  • Наиболее крупный интернет-магазин игрушек: "ТД "Петралайн Той" www.petraline.ru - детские игрушки оптом!
  • В структуре отечественного рынка игрушек преимущественную долю занимают куклы -40%, 22% - конструкторы, 20% - видеоигры, 10% - настольные игры, развивающие игрушки и паззлы, 8% - технические игрушки.
  • Основные покупатели детских игрушек: родители с детьми 3-6 лет (45,3%); родители с детьми 0-3 года - 43,2%, родители с детьми 7-9 лет – 34,3%, родители с детьми 10-12 лет – 23,7%, родители с детьми 13-15 лет – 12,3%.