Российские производители детских игрушек выдержали первые атаки со стороны поставщиков из Китая, вовремя разглядев "свои" ниши. Исход противостояния за отечественный рынок предопределят навыки компаний в продвижении своей продукции. От этого зависит, захотят ли поставщики приобретать у них детские игрушки оптом.
 
Как мировой рынок, игры давно сдаются "на милость" китайской экономики. В последнее время на долю Китая, в меньшей степени — Гонконга и Кореи приходится почти 90% всех продаж игр в западных странах. Небольшие компании Западной Европы уходят с рынка. Такие транснациональные гиганты, как «Lego» или «Mattel, пока выживают, но  снижают объемы производства и несут убытки.
 
Ситуация на рынке РФ, по оценке специалистов, такова, что на долю российских производителей приходится около 20% продаж. В отличие от западноевропейских компаний, наши производители пережили первое наступление «китайцев» в 1990х годах и сумели удержать и отвоевать большую часть позиций после дефолта. Помимо этого, ценовое преимущество детских товаров из Китая в РФ не так очевидно, как в европейских странах. К тому же, перемены на отечественном рынке товаров для детей за последние 3 года, играют на руку россиянам.
 
Впрочем, Китайские поставщики не собираются отказываться от рынка РФ. Вполне возможна новая волна давления на позиции отечественных производителей в этом сегменте.

Детские игрушки на национальном рынке

"Детский" рынок РФ, оборот которого составляет 160000000 долларов, является меньшим по объемам, чем европейский или американский. Зато он находится в стадии интенсивного роста. По оценке Международной ассоциации производителей товаров для детей, рынок РФ увеличивается на 30% в год. Это связано с повышением доходов россиян, увеличением доли расходов на детей и заметным ростом рождаемости.
 
Эти процессы сопровождаются качественными изменениями спроса на детские игрушки оптом. Однако, не всеми изменениями могут воспользоваться отечественные производители. Потребители все больше интересует игры известных брендов, а среди компаний РФ пока нет обладателей широко известных ТМ. Нашим производителям трудно удовлетворить растущий спрос на высокотехнологичные детские забавы со встроенными микрочипами, программным обеспечением и т.п.:  не все компании имеют опыт производства игрушечных роботов, электронных игр, конструкторы.
 
Российских родителей все больше волнуют экологические характеристики товаров, безопасность для детей. Что же касается детских товаров из Китая, то в СМИ периодически появляются сообщения об изъятых партиях азиатских товаров, не соответствующих нормам РФ. Петербургские компании «Аист», «Оксва», «Умная бумага», «Престиж-игрушка» и "Петралайн Той" (интернет-магазин игрушек), екатеринбургская «Играем вместе», многие московские компании строят свое позиционирование на «экологическом факторе». Они подчеркивают, что используют в производстве только натуральные материалы — дерево, бумагу, глину, текстиль, а также нетоксичные красители и клей. У нас вы можете купить безопасные и качественные китайские игрушки без каких-либо опасений.
 
Одной из особенностей современности является раннее, с пеленок, развитие способностей у детей, что вызывает дополнительный спрос на соответствующие игрушки. Исследования показывают, что на долю конструкторов (конструкторы), паззлов, настольных игр уже приходится треть продаж, и это еще предел. Такие игры — безусловно, сильное место отечественной индустрии игрушек. «Дальнейшая динамика бизнеса российских производителей будет зависеть от того, насколько удачно они смогут позиционировать себя в определенных рыночных нишах».

Пластиковые пустоты

Можно определить два основных направления, избранные петербургскими компаниями, производящих детские игрушки. Одни выпускают продукцию, импорт которой из Китая и т.п. экономически нецелесообразен. «Совершенно невыгодно везти в Россию пластиковые игрушки, — отмечает заместитель ген.дир. одной компании, оптового поставщика игрушек в Северо-Западном регионе. — Поскольку транспортные расходы зависят от объема перевозимого товара, получается, что вы платите за перевозку воздуха». Петербургские производители создали собственные производства, которые на первом этапе финансировались за счет торговли оптом. Всего в России более 50 производств разной мощности специализирующихся на выпуске пластмассовой игрушки.
 
Однако, по мере того как среди россиян растет спрос на брендированную продукцию, высокий ценовой сегмент привлекает внимание поставщиков из Европы. Кроме того, существенный рост цен на энергоресурсы, расходов на з/п и др. издержки ухудшают финансовые результаты отечественных компаний. Особенно их беспокоит удорожание сырьевой составляющей себестоимости. «Российский рынок полипропилена близок к монопольному: он поделен несколькими крупными производителями, у которых, соответственно, есть возможность диктовать цены». За 2007 год цена на сырье, составляющая более 1/2 себестоимости пластиковой игрушки, повысилась почти в 2 раза, что сказалось на себестоимости. Некоторые оптовики из-за этого возобновили поставки дешевых игрушек из Китая, вытесняя производителей РФ из нижнего сегмента рынка.
 
Средняя ценовая ниша рынка пластиковой детской игрушки также становится все более конкурентной. Но все же 2/3 российских продаж игрушек из пластмассы остается за российскими компаниями.

Игрушки на развитие - растущий интеллект

Другие направления, которые осваиваются отечественным производителем, связаны, с возрастающим желанием родителей всячески, с малых лет развивать своих детей. Традиционные куклы и плюшевые игрушки уступают место рамкам Монтессори, блокам Дьенеша, палочкам Кюизенера, кубикам Никитина, пазлам, другим товарам, таким как игрушки из пластика, бумаги, картона, дерева).
 
По  оценке, на  рынке РФ представлено более 1 500 видов игр для развития детей, а также пособий, большинство из них — товары российского производства. В данном сегменте выпускаются помимо книг, настольные игры. Большинство игроков данного сегмента пришли на рынок игрушек из другого бизнеса.
 
Некоторые компании занимались выпуском упаковки, а лишь потом стали выпускать традиционные и знакомые нам с детства конструкторы.
 
Некоторым компаниям пришло в голову использовать лазерное оборудование для производства фанерных игрушек. В итоге, все поняли, что существует рыночная ниша для таких товаров, и начали выпускать головоломки, паззлы, рамки Монтессори, кубики Никитина. Различные развивающие игрушки оптом вы можете приобрести и у нас. Собственные технологии, необычные материалы, авторские разработки позволяют производителям «умных» игрушек прочно удерживать занятые ниши. Попытки  компаний из Китая захватить эту территорию пока не принесли успеха. Наши производители побеждают китайских конкурентов за счет качества и возможности говорить с потребителем на одном языке, они знают логику покупателей в России, одна культура. Игрушки для развития способностей и настольные игры мы закупаем у российских производителей, так как им более понятен менталитет российского ребенка», — утверждают оптовики.

Российские детские игрушки?

Для отечественных компаний было бы опасно считать, что они заняли устойчивые позиции. «Опыт восточноазиатских компаний в мире показывает: они способны находить ключи к самым разным рынкам. Это им удается, за счет навыка быстро и точно копировать чужие разработки, и попытки копирования российских игрушек уже предпринимаются. Конкурентные возможности белорусов тоже нельзя недооценивать.»
 
Ключевым преимуществом отечественной детской игрушки перед китайской является качество, но чтобы его поддерживать и повышать, требуются серьезные инвестиции. Цена хорошего оборудования исчисляется 1000-ми долларов, а срок его службы ограничен. В то же время российские компании находят средства для обновления технической базы. «Маленьким» производителям сложнее находить средства для инвестиций в качество продукта, однако и им это удается. Например, резку заготовок для детских игрушек лазером — до сих пор никто не скопировал

Интернет-магазин игрушек

В современной экономике совершенствование качества продукта само по себе не обеспечивает коммерческого успеха. Он определяется в значительной степени технологиями продвижения товара. Самый эффективный способ общения с потенциальным покупателем — через экран телевизора — из-за высоких расценок большинству производителей недоступен. Соответственно, по прогнозам, в ближайшие годы ни одна из отечественных торговых марок игрушек не будет выведена на уровень всероссийской известности. Однако, оптовая торговля через интернет-магазин игрушек,  наоборот с каждым днем набирает обороты, примером может служить "ТД "Петралайн Той" и их  интернет-магазин игрушек: www.petraline.ru
 
Сложнее всех с продвижением приходиться производителям интеллектуальных игрушек: неординарные, непривычные изделия, поэтому спрос на каждую категорию такой продукции необходимо целенаправленно формировать. Напротив, любой интернет магазин с радостью предлагает интерактивные игрушки для детишек.
 
«Ни у кого не возникает вопроса, что делать с куклой или мячом. В нашем же случае объяснить потребителю смысл и полезность изделия могут только опытные консультанты». Популяризаторами являются авторы педагогических методик: их книги по воспитанию детей выполняют роль по продвижению игрушки.
 
При этом, представители оптовиков, реализующие детские игрушки, отмечают, что лишь единицы производителей игрушек на Северо-Западе выстроили полноценную систему дистрибуции. Нам помогает наладить оптовые поставки игрушек наличие просторного склада. Невнимательное отношение к дистрибуции и к проблемам продвижения товара, позволительное на свободных рынках, может оказаться гибельным в условиях ужесточающейся конкуренции. Времени на подготовку к следующей волне азиатских производителей, которая неизбежна, осталось немного, и будет не правильно, если российские компании используют его не эффективно.